Паола Волкова «Беседы об искусстве»
Кто мы с точки зрения духовного истока? Как формировалось наше художественное сознание, наша ментальность и где можно найти ее корни? Искусствовед, историк культуры, киновед, автор и ведущая документального сериала об истории мировой культуры «Мост над бездной» Паола Дмитриевна Волкова убеждена, что мы с вами все до сих пор являемся наследниками уникальной средиземноморской цивилизации — цивилизации, созданной древними греками.
Но в чем ее особенность и уникальность? И каким образом Древней Греции, находящейся в состоянии постоянных междоусобиц, не имеющей единого земельного пространства и единой политической системы, удалось создать культуру, которая до сих пор обслуживает весь мир? По мнению Паолы Волковой, секрет греческой гениальности в том, что более двух с половиной тысяч лет назад им удалось создать четыре искусственных регулятора, определивших облик мира на долгие века вперед. Это олимпиады, гимназии, художественные союзы и пиры как важные составляющие жизни каждого гражданина — ритуальные диалоги о главном. Таким образом, греки — создатели форм и идей — настолько сильных и красивых, что наша цивилизация до сих пор продолжает двигаться по заданным эллинами векторам. Вот она, скромная роль античной культуры в формировании облика современного мира.
Как же эти четыре регулятора работали и что в них особого? Об этом вы можете узнать из первой лекции, прочитанной в центре «Сколково» и открывающей целый цикл бесед об искусстве.
После прослушивания цикла бесед одного из лучших искусствоведов нашего времени Паолы Волковой (1930—2013), мир искусства Греции и Рима вдруг приобретает целостность и ясность – складываются в одно целое камешки сложной мозаики знаний об античности. Великие философы, драматурги и скульпторы Греции становятся очень близкими, только руку протяни… Знакомые и немного позабытые образы – Олимпиады, эфебы, зодчество, вазопись, скульптуры, пиры – вдруг оживают и начинают говорить языком Эсхила. И весь мир Эллады как на ладони. Благодаря уникальному таланту Паолы Дмитриевны как рассказчика, мир Древнего Рима открывается заново – мир величайших инженеров и мыслителей. Римляне, которые не проживают, а играют в жизнь, ставят спектакль, включающий собственную смерть…